Что такое октановое число?

Заезжая на заправку мы видим прайс-лист с различными маркировками бензина: 92, 98… Что же значат эти цифры и как бензин с разным октановым числом ведет себя в двигателе вашего автомобиля?

Подавляющее большинство двигателей работает по четырехтактной схеме впуск-сжатие-рабочий ход-выпуск. Во время второго такта топливовоздушная смесь сжимается и нагревается, после чего происходит воспламенение.

Однако бензин невозможно сжимать безнаказанно до бесконечности. В какой-то момент сжатая смесь сдетонирует самопроизвольно.  Детонация — самопроизвольное воспламенение топливовоздушной смеси, которое нарушает правильный ход процесса сгорания, что приводит к падению мощности и повышению токсичности отработавших газов. К тому же при детонации разрушается цилиндр. Собственно, устойчивость бензина к самопроизвольной детонации при сжатии и характеризуется октановым числом. Очевидно, что двигатель, работающий на высокооктановом бензине, выдаст большую мощность.

Как же строится шкала октановых чисел бензина? Исследования на стойкость к детонации проводят на одноцилиндровом двигателе, причем выделяются два режима: так называемые моторный и исследовательский. При моторном режиме параметры испытания более жесткие, так что октановое число, полученное таким методом немного ниже. Октановое число исследуемого топлива равно процентному соотношению изооктана в смеси с идентичной стойкостью у детонации. Подбирается эквивалентная смесь двух веществ - изооктана (2,2,4-триметилпентана), чья детонационная стойкость условно принята за 100 единиц и н-гептана, который детонирует даже при небольшом сжатии, поэтому его детонационная стойкость принята за ноль.

Также  важной особенность является то, что погрешность определения октанового числа составляет единицу. То есть бензин, получивший в испытании октановое число 98, на другом стенде, при тех же условиях, с соблюдением всех норм, может получить 97 или 99.

Во время первой мировой войны было обнаружено, что октановое число можно повышать добавлением тетраэтилсвинца (TEL). Даже довольно дешевый, некачественный бензин можно было улучшить, увеличив его ОЧ до ста и даже выше. Однако скоро  выяснилось, что выхлопные газы то такого бензина крайне ядовиты, а также свинец забивает катализатор и делает его непригодным для использования в течение минут. Сейчас использовать такой бензин разрешается только самолетам.

Большинство новых двигателей сейчас оборудуются датчиками детонации и автоматической системой зажигания, так что даже низкооктановый бензин им не страшен — на таком двигатель просто не будет выжавать полной мощности. Если же двигатель не оборудован такими датчиками, то при недостаточном качестве бензина вы услышите в двигателе металлический стук, вызванный многократным отражением ударной волны от стенок цилиндра. В таком случае бензин необходимо срочно менять, иначе детонация может привести к разрушению блока цилиндров. В двигатели с высокой степенью сжатия вообще противопоказано заливать что-либо хуже 95-98. К сожалению, в момент заправки вы никак не сможете проверить качество бензина, это вопрос доверия и репутации заправщика.